Организация обработки социологической информации


Организация обработки социологической информации
Обработка материалов социологического исследования включает в себя ряд этапов, каждый из которых требует решения организационных, технических, методических, а подчас и теоретических проблем. Необходимо подчеркнуть взаимосвязь этапа обработки информации с другими этапами исследования. Многие аспекты обработки информации должны учитываться при разработке программы исследования, составлении анкеты, при определении стратегии выборки, а также в оценках сроков, стоимости и трудоемкости всего проекта. Общая структура обработки социологической информации включает в себя следующие компоненты:

1. Редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого этапа состоит в унификации и формализации информации, которая была получена в ходе исследования (опроса). Часть анкетной информации заранее формализована: даны возможные варианты ответов и проставлены их цифровые коды. Однако часто в таких ответах встречаются описки, нечеткое написание и т. п., что устраняется при редактировании собранных анкет. Другой тип собираемых данных представляют ответы на открытые вопросы. Их группировка и последующее кодирование также являются задачей этого этапа.

2. Перенос данных на машинные носители. Объем информации, собираемой в ходе социологического исследования, как правило, достаточно велик. Среднее по объему исследование дает не менее нескольких тысяч единиц (байт) информации, а в некоторых случаях это число достигает миллионов. Обработка таких массивов данных без применения современных ЭВМ крайне трудна и мало эффективна. Применение средств вычислительной техники (см. Виды вычислительной техники) требует, чтобы обрабатываемая информация находилась на специальных носителях перфокартах, магнитных лентах и т. п. Перенос данных с анкет на такие носители информации составляет содержание этого этапа.

3. Ввод данных в ЭВМ. Находящиеся на машиночитаемых носителях (перфокартах, магнитных лентах) данные исследования вводятся в ЭВМ и организуются в ней в соответствии с требованиями используемого пакета программ обработки социологических данных. Этот этап реализуется, как правило, специалистами вычислительного центра.

4. Проверка качества данных и коррекция ошибок. Введенная в ЭВМ и соответствующим образом организованная информация исследования во многих случаях содержит более или менее серьезные ошибки. Причины их возникновения разнообразны это и ошибки опрашиваемых при заполнении анкет, и ошибки перенесения кодов на машиночитаемые носители информации, и ошибки (сбои) технических устройств ЭВМ, и пр. Однако независимо от их источника необходимо выявить и исправить все ошибки сразу после ввода данных в ЭВМ, до перехода к этапу анализа информации. Для этого социолог формулирует определенные требования, которым должны удовлетворять данные. Например, «Коды ответов на вопрос 15 должны быть только 1, 2, З» или «Если код ответа на вопрос 23 равен 1, то вопросы 24, 25, 26 должны иметь значение кода О». Сотрудники, ведущие обработку информации на основании этих требований, выдают социологу номера анкет, информация в которых не отвечает этим требованиям, и сообщают характер ошибок. Задача социолога после этого решить, что делать с ошибками, и если есть возможность установить, какие должны быть коды вместо ошибочных,сообщить их для корректировки информации. 5. Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо не отвечает на вопросы, которые необходимо решить в исследовании. Связано это с тем, что подчас сложно бывает непосредственно замерить изучаемую характеристику. Для ее получения может потребоваться выполнение ряда преобразований собранных данных.

Так, для фиксирования среднедушевого дохода необходимо задать респонденту вопросы о его зарплате (доходе), зарплатах других членов семьи и о количестве членов семьи. После этого для получения показателя среднего дохода необходимо сложить ответы на вопросы о зарплатах и разделить сумму на число членов семьи. Создание переменных является этапом в некотором смысле обратным этапу операционализации понятийпеременные выступают в качестве показателей, изучению которых, собственно, и посвящено исследование. Для многих вопросов анкет получаемая информация непосредственно отвечает задачам исследования, и в этом случае сами вопросы являются переменными. 6. Статистический анализ. Этот этап является ключевым в процессе анализа социологических данных. В ходе статистического анализа выявляются искомые статистические закономерности и зависимости. Социологи используют большое число различных математических методов, позволяющих полно и всесторонне проанализировать собранную информацию. Применение современных ЭВМ, оснащенных программами математико-статистической обработки, выступает необходимым условием быстрого и качественного анализа социологических данных.


Социологический справочник. — К.: Политиздат Украины. . 1990.

Смотреть что такое "Организация обработки социологической информации" в других словарях:

  • Банк социологических данных — БСД) способ накопления, упорядочивания и хранения материалов социологических исследований с целью удобства поиска, обработки и использования социологической информации. Существуют два подхода к определению БСД. В соответствии с первым под БСД… …   Социологический справочник

  • КОНКРЕТНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — целостная система теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем. К.С.И. проводятся обычно с целью решения конкретной… …   Социология: Энциклопедия

  • Дридзе, Тамара Моисеевна — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • БАНК ДАННЫХ — совокупность базы данных с соответствующей системой управления базами данных (СУБД). База данных централизованное хранилище в ЭВМ определенным образом организованной информации. СУБД специальный комплекс программ, осуществляющий функции создания… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Опросные сети — рационально, с точки зрения требований выборочного метода, размещенные группы интервьюеров, которые на протяжении длительного периода времени собирают интересующую исследователя социальную информацию. Проведение серии обследований населения с… …   Социологический справочник

  • Опрос экспертный — метод получения первичной социологической информации путем опроса экспертов высококвалифицированных специалистов по исследуемой проблеме. О. э. является эффективным, а иногда единственным методом решения широкого круга не полностью формализуемых… …   Социологический справочник

  • Отчет о результатах социологического исследования — основной документ, содержащий итог анализа и интерпретации социологических данных, выводы, предложения и практические рекомендации для заказчика. Требования, которые предъявляются к структуре и содержанию данного отчета, такие же, как и к… …   Социологический справочник

  • Франция — (France)         Французская Республика (République Française).          I. Общие сведения          Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… …   Большая советская энциклопедия

  • Украинская Советская Социалистическая Республика —         УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна).          I. Общие сведения          УССР образована 25 декабря 1917. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Расположена на… …   Большая советская энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ —         (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отд. социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.